Смешанная система выборов – () — —

Смешанная избирательная система

Тип избирательной системы определяется принципом, по которому формируется представительный орган власти и порядком распределения мандатов для представителей после голосования.

В действительности, модификаций избирательных систем существует столько, сколько существует государств, которые используют выборы как инструмент по формированию органов власти.

Особенности смешанной системы

Определение 1

Смешанная избирательная система – это такая система выбора органов государственной власти страны, в которой часть мандатов в законодательное собрание распределяется с применением мажоритарной системы, в то время как другая часть по пропорциональной. Другими словами, это просто одновременное использование двух самостоятельных избирательных систем.

В такой системе количество мандатов в представительный органов делится в определенной пропорции между мажоритарным и пропорциональным способом избрания. Например, количество одномандатных округов соответствует половине мандатов парламента. Оставшаяся половина мест распределяется по пропорциональной системе в одном многомандатном округе.

Смешанная система актуальна в странах с большим населением и широкой национальной географией. При такой системе может быть создан определенный национальный баланс в законодательном органе.

Подобная система применяется в России, Великобритании, Германии. В Австралии, например, верхняя палата законодательного органа избирается мажоритарным способом с достижением абсолютного большинства, в то время как нижняя палата избирается при помощи пропорциональной системы. В Италии двадцать пять процентов депутатов в представительном органе участвуют в выборах по пропорциональной системе, а семьдесят пять процентов должны быть набраны по мажоритарной системе.

Гибридная система

Гибридную систему следует отличать от смешанной. Она представляет из себя прямой синтез мажоритарной и пропорциональной систем. В такой системе выдвижение кандидата от партии на выборах производится по пропорциональной системе, то есть избирателю дают партийный список, а голосуют люди отдельно за каждого кандидата, то есть по мажоритарной системе.

Местная партийная ячейка должна сформировать свой список кандидатов для конкретного избирательного участка. Списки должны утверждаться решением высшего исполнительного органа в партии, например, съездом или конференцией. В Российской Федерации данная система не применяется, хотя иногда необоснованно называется «смешанной».

Смешанная система в России

Такая система применяется при выборах в Государственную Думу.

  • До две тысячи седьмого года двести двадцать пять депутатов избирались в Государственную думу по одномандатным избирательным округам и по принципам мажоритарной системы, а другие двести двадцать пять депутатов по единому округу, которым являлась вся страна, то есть по пропорциональной системе с установленным процентным барьером в пять процентов. Это значит, что для прохождения в парламент партия должна была набрать не менее пяти процентов голосов избирателей.
  • С две тысячи седьмого по две тысячи одиннадцатый год весь состав Государственной думы избирался по единому округу, то есть всей стране, по принципам пропорциональной системы с установленным барьером прохождения в семь процентов . Следующие выборы пройдут по правилам, действовавшим до две тысячи седьмого года.

Замечание 1

К недостаткам системы смешанной системы следует относить возможную раздробленность вновь сформированного парламента, и сложности в проведении голосования по важным государственным вопросам.

spravochnick.ru

Смешанная избирательная система — это… Что такое Смешанная избирательная система?

Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе. Сейчас используется Пропорциональная избирательная система.

В Австралии смешанная система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая — по пропорциональной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включён в партийные списки. В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства.

Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе — сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.

Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:

  • пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жёсткой структурой;
  • абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;
  • относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

Эта взаимосвязь обусловливает воздействие избирательной системы не только на форму демократии, но и на её судьбу. Многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной системы (в чистом виде или смешанной) на ранней фазе развития демократии, в отсутствие устоявшихся сильных партий, дробит партийную систему. Фрагментарность же партийной системы, по мнению Х. Х. Линца, служит фактором, способствующим крушению молодых демократий. В связи с этим предметом не только теоретического, но и практического интереса является изучение современной российской избирательной системы. Ряд исследователей[кто?] считают, что в Государственной Думе благодаря смешанной избирательной системе формируется политическая структура неустойчивого равновесия, при которой разные политические фланги не имеют решающего большинства, а центр ослаблен и не в состоянии влиять на итоги важнейших голосований

[источник не указан 372 дня]. Эта ситуация особенно ярко проявилась в результате выборов в Думу в 1993 года, повторилась она и на следующих выборах.

Таким образом, избирательные системы являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.

Мажоритарная избирательная система — система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Пропорциональная избирательная система — порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. • данная система стимулирует создание региональных отделений политических партий, повышается эффективность их работы и растет конкурентная борьба; • благодаря смешанной системе улучшается качество законотворческой деятельности, ибо депутатами более активно готовятся поправки, повышается требовательность законодателей к руководителям исполнительной власти регионов за подготовку проектов законов и их реализацию; • через партии, их предвыборные программы и политическую деятельность начинает более объективно учитываться общественное мнение различных групп и слоев населения; • позволяет формировать профессиональный парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе; • укрепляет политические партии, поскольку часть депутатов избирается на пропорциональной основе. В современном демократическом обществе политические партии создаются для участия в выборах, а не для проведения воспитательной работы с населением; • сохраняет преемственность старой и новой политических систем, поддерживая политические традиции, поскольку использование мажоритарной избирательной системы сохраняет шансы на создание стабильного однопартийного правительства.

Недостатки

dic.academic.ru

14. Смешанные избирательные системы.

Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.

Так, на выборах в ГД ФС РФ до президентской реформы избирательного зак-ва применялась

смешанная избирательная система, заимствованная у Германии, когда одна половина депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина — по пропорциональной системе по единому федеральному округу. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он подает за конкретного кандидата в одномандатном округе, а второй — за ту или иную партию (избирательное объединение, избирательный блок). Каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов, который публикуется до выборов и регистрируется в ЦИК. В первом случае избранным считается кандидат, получивший больше голосов по сравнению с любым др. кандидатом по округу. Это избрание — персональное. При голосовании за список того или иного избирательного объединения каждое из них получит число мест в пропорции к собранным голосам, а кандидаты — депутатские мандаты, как правило, в порядке очередности в списке.

К плюсам смешанной формы избирательной системы можно отнести отсутствие противопоставления одной модели избирательной системы другой. Сочетание двух моделей также взаимно позволяет снизить негативные последствия применения конкретной избирательной системы.

  1. 15. Особенности российской избирательной системы.

Под избирательной системой в РФ понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ (ГД ФС РФ), в органы гос-ной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоупр-я.

Современная избирательная система России очень молода.

Выборы президента РФ поводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны, по мажоритарной системе.

Выборы депутатов ГД ФС РФ проводятся по пропорциональной системе. Предусматривавшийся ранее действовавшей редакцией ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» минимальный порог явки в размере 25 процентов от общего числа зарегистр-ных избирателей был отменен (ФЗ от 26.04.2007 года N 64-ФЗ), а электоральный барьер повышен с 5 до 7 процентов. Распределение депутатских мандатов между партиями, выдвинувшими списки кандидатов, производится на основе квотного метода.

Согласно Конституции РФ избирательное зак-во относится к современному ведению РФ и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы гос-ной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное зак-во о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в РФ действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоупр-я.

Выборы в органы гос-ной власти субъектов РФ и органы местного самоупр-я проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа гос-ной власти субъекта РФ и органа местного самоупр-я проводятся на основе федерального закона.

Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Напр., выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в кот-х избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов гос-ной власти.

Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.

Выборы в органы местного самоупр-я регламентируются как ФЗ, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ” представительный орган местного самоупр-я и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. ФЗ были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоупр-я, на основе кот-х субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистр-ных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоупр-я, то порядок таких выборов регулируется ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоупр-я” от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.

studfiles.net

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различ­ных вариациях.

Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропор­циональное с сильным элементом мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в Бундестаг половина депута­тов парламента избирается в избирательных округах по предло­жениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные — по спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый — для выборов депутата в од­номандатном округе, второй — для голосования за партийный спи­сок.

Избранным в округе считается кандидат, набравший наиболь­шее число голосов. При равном количестве голосов вопрос реша­ется жеребьевкой.

Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной схеме. Для этого подсчитываются вторые голо­са избирателей, поданные за каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса, поданные за кандидата, собравше­го в избирательном округе наибольшее число первых голосов (это обусловлено тем, что один и тот же кандидат может быть одно­временно выдвинут и по округу, и в составе земельного списка). Из общего числа депутатов, установленного для выборов в Бунденстаг, вычитается число победивших по избирательным округам кандидатов. Остающиеся места распределяются по земельным спискам. Для этого общее число остающихся мест, умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на территории выборов, делится на общее число вторых голосов, подан­ных за все учитываемые земельные списки.

Каждый земельный список получает столько мест, сколько приходится на него остающихся целых чисел. Затем места распре­деляются между земельными списками в порядке убывания до­лей чисел, полученных в результате первоначально проведенного расчета. Однако, если какой-либо список, на который выпало бо­лее половины всех поданных вторых голосов, получает не более половины распределяемых мест, ему, в обход распределения мест по долям, выделяется еще одно место.

По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден прежде всего крупным партиям, давая им воз­можность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.

В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллоти­рования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распреде­ляются среди тех, кто включен в партийные списки. В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избра­ния одновременно по партийному списку и в индивидуальном по­рядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кан­дидатуру индивидуально.

Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится перебаллотировка меж­ду двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосо­вания.

Остальные депутатские мандаты распределяются между пар­тийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов).

В Австралии смешанная избирательная система проявляется по-иному: одна палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая — по пропорциональной системе.

Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливать­ся к ситуации в стране смешанную избирательную систему при­меняют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального пред­ставительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов изби­раются по мажоритарной системе относительного большинства.

Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальных изби­рательных округов в стране.

При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:

а) система минимального представительства;

б) система первоочередной пропорциональности.

При системе минимального представительства процесс распре­деления мандатов состоит из следующих элементов:

а) минимального процента — партия, набравшая в полиноми­нальном избирательном округе как минимум 5% поданных голо­сов, получает одно депутатское место;

б) натурального частного — после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натураль­ное частное путем деления поданных голосов на число оставших­ся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столь­ко мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в коли­честве голосов, поданных за партию;

в) наибольшего остатка — если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неис­пользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понима­ется самый большой остаток голосов, получившийся после рас­пределения мандатов посредством натурального частного).

Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий:

а) ректифицированного частного — ректифицированным част­ным является результат, полученный от деления поданных по по­линоминальному округу голосов на число подлежащих замеще­нию депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укла­дывается один или два раза, передаются соответствующие ей де­путатские мандаты;

б) частного от суммирования остаточных голосов — число го­лосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полу­ченное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:

в) наибольшего остатка — если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка.

Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.

Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.

Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит?

Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).

Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.

Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе — сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, — имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Но есть одно из наиболее ценных ка­честв, присущих большинству этих вариаций, — возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать пар­тийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование). К тому же, это лишает политические партии монополии на право выдвиже­ния кандидатов.

Уделение столь пристального внимания избирательным системам в рамках данной работы не случайно. Российское избирательное законодательство находится сейчас в стадии не просто развития, а кардинального обновления, обусловленного происходящими в обществе процессами. Совершенствование избирательного законодательства не ограничится принятием соответствующих законов, оно будет продолжать развиваться и изменяться. И именно избирательные системы являются наиболее тонкими индикаторами реальных политических процессов, а потому введение их в нашу практику требует тщательной продуманности и осмотрительности. Однако продолжим рассмотрение институтов избирательного права, в частности, одного из наиболее сложных и, в какой-то мере, щепетильных — порядка финансирования выборов.

studfiles.net

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различ­ных вариациях.

Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропор­циональное с сильным элементом мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в Бундестаг половина депута­тов парламента избирается в избирательных округах по предло­жениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные — по спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый — для выборов депутата в од­номандатном округе, второй — для голосования за партийный спи­сок.

Избранным в округе считается кандидат, набравший наиболь­шее число голосов. При равном количестве голосов вопрос реша­ется жеребьевкой.

Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной схеме. Для этого подсчитываются вторые голо­са избирателей, поданные за каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса, поданные за кандидата, собравше­го в избирательном округе наибольшее число первых голосов (это обусловлено тем, что один и тот же кандидат может быть одно­временно выдвинут и по округу, и в составе земельного списка). Из общего числа депутатов, установленного для выборов в Бунденстаг, вычитается число победивших по избирательным округам кандидатов. Остающиеся места распределяются по земельным спискам. Для этого общее число остающихся мест, умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на территории выборов, делится на общее число вторых голосов, подан­ных за все учитываемые земельные списки.

Каждый земельный список получает столько мест, сколько приходится на него остающихся целых чисел. Затем места распре­деляются между земельными списками в порядке убывания до­лей чисел, полученных в результате первоначально проведенного расчета. Однако, если какой-либо список, на который выпало бо­лее половины всех поданных вторых голосов, получает не более половины распределяемых мест, ему, в обход распределения мест по долям, выделяется еще одно место.

По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден прежде всего крупным партиям, давая им воз­можность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.

В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллоти­рования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распреде­ляются среди тех, кто включен в партийные списки. В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избра­ния одновременно по партийному списку и в индивидуальном по­рядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кан­дидатуру индивидуально.

Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится перебаллотировка меж­ду двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосо­вания.

Остальные депутатские мандаты распределяются между пар­тийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов).

В Австралии смешанная избирательная система проявляется по-иному: одна палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая — по пропорциональной системе.

Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливать­ся к ситуации в стране смешанную избирательную систему при­меняют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального пред­ставительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов изби­раются по мажоритарной системе относительного большинства.

Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальных изби­рательных округов в стране.

При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:

а) система минимального представительства;

б) система первоочередной пропорциональности.

При системе минимального представительства процесс распре­деления мандатов состоит из следующих элементов:

а) минимального процента — партия, набравшая в полиноми­нальном избирательном округе как минимум 5% поданных голо­сов, получает одно депутатское место;

б) натурального частного — после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натураль­ное частное путем деления поданных голосов на число оставших­ся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столь­ко мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в коли­честве голосов, поданных за партию;

в) наибольшего остатка — если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неис­пользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понима­ется самый большой остаток голосов, получившийся после рас­пределения мандатов посредством натурального частного).

Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий:

а) ректифицированного частного — ректифицированным част­ным является результат, полученный от деления поданных по по­линоминальному округу голосов на число подлежащих замеще­нию депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укла­дывается один или два раза, передаются соответствующие ей де­путатские мандаты;

б) частного от суммирования остаточных голосов — число го­лосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полу­ченное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:

в) наибольшего остатка — если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка.

Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.

Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.

Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит?

Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).

Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.

Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе — сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, — имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Но есть одно из наиболее ценных ка­честв, присущих большинству этих вариаций, — возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать пар­тийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование). К тому же, это лишает политические партии монополии на право выдвиже­ния кандидатов.

Уделение столь пристального внимания избирательным системам в рамках данной работы не случайно. Российское избирательное законодательство находится сейчас в стадии не просто развития, а кардинального обновления, обусловленного происходящими в обществе процессами. Совершенствование избирательного законодательства не ограничится принятием соответствующих законов, оно будет продолжать развиваться и изменяться. И именно избирательные системы являются наиболее тонкими индикаторами реальных политических процессов, а потому введение их в нашу практику требует тщательной продуманности и осмотрительности. Однако продолжим рассмотрение институтов избирательного права, в частности, одного из наиболее сложных и, в какой-то мере, щепетильных — порядка финансирования выборов.

studfiles.net

Смешанная избирательная система: плюсы и минусы

Абсолютно любую избирательную систему следует понимать в качестве установленной законодательством некой избирательной формулы, порядка определения результата выборов и способа определения лидера, человека победившего в выборах.

На сегодняшний день оптимальная избирательная система для голосования не подобрана, вследствие чего в мировой законодательной практике идет постоянный поиск самой лучшей избирательной системы, позволившей бы:

  • Установить оптимальный вариант привлечения населения к проведению выборов.
  • Определить непосредственно место самого населения в управленческой сфере, относящейся к государству.
  • Обеспечить соответствие между числом занимаемых депутатами мест и числом проголосовавших за них людей.

Виды избирательных систем

В современном законодательстве выделяются 3 вида избирательных систем:

  1. Мажоритарная.
  2. Пропорциональная.
  3. Смешанная.

Мажоритарная избирательная система представлена в виде системы формирования органов власти (выборных), осуществляемую непосредственно прямым представительством. Избранным кандидатом будет являться тот человек, который сможет набрать большее количество голосов избирателей. В свою очередь данный вид избирательной системы подразделяется на:

  1. Абсолютное большинство.
  2. Относительное.
  3. Квалифицированное.

Пропорциональная избирательная система является системой, которая позволяет формировать выборные органы власти, данная возможность осуществляется благодаря партийному представительству. Мандаты (места) в партиях распределяются согласно тому количеству голосов, которое они набрали.

Смешанная избирательная система

Под смешанной избирательной системой следует понимать такую избирательную систему, которая выстраивается на основании сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. Согласно ее определению – часть депутатских мандатов должно распределяться на основании использования мажоритарного варианта (необходимо для формирования устойчивого правительства для государства), а часть – пропорционального (осуществляется наиболее полный учет всех голосов избирателей, что является в свою очередь превосходным показателем истинного политического положения в стране).

Примеры смешанной избирательной системы в разных странах

  1. Египет – голосование происходит на основании использования партийных списков и баллотирования, осуществляющегося по индивидуальной схеме: на каждый избирательный округ выбирается всего лишь один кандидат, который выдвигает индивидуально лишь свою кандидатуру, прочие мандаты автоматически распределяются среди тех представителей власти, которые имеются в партийных списках.
  2. Мексика – депутатская палата состоит из 300-т представителей, которых выбирают на основании использования мажоритарной избирательной системы, также в мексиканский высший орган власти – Федеральный конгресс входят 100 депутатов, которые в свою очередь были выбраны по системе пропорционального представительства.
  3. Австралия – в данной стране выбор депутатов происходит следующим образом: одна палата, входящая в состав парламента, избирается путем определения большинства голосов согласно мажоритарной системе, другая палата – определяется благодаря использованию пропорциональной избирательной системы.
  4. Российская Федерация – общее количество — 500 депутатов: 250 человек избирается мажоритарной избирательной системой, другая половина – пропорциональной.

Может ли избирательная система такого характера являться самостоятельным способом голосования?

На сегодняшний день отдельное выделение смешанной избирательной системы отдельно от мажоритарной и пропорциональной считается во всем политическом мире дискуссионным вопросом. Во всей литературе, касающейся непосредственно такой тематики, как избирательная система, она выделяется исключительно как часть двух других избирательных систем.

В некоторых политических литературных источниках самостоятельное выделение смешанной избирательной системы напрочь опровергается.

Несмотря на столь критические высказывания по поводу смешанной избирательной системы, в мировой практике ее довольно таки часто относят к парламентской избирательной системе.

Смешанная избирательная система представляет собой способ определения результатов после проведения голосования.

Плюсы

  • Ряд политологов отмечает тот факт, что данный вид избирательной системы является наиболее идеальным вариантом, используемым в ходе проведения парламентских выборов, это происходит вследствие того, что при ее использовании происходит нивелирование недостатков и достоинств мажоритарной и пропорциональной систем.
  • Данная электоральная формула одновременно обеспечивать партийное пропорциональное представительство и точно такое же представительство территорий. Сам избиратель имеет неоспоримое право голосовать как за определенного кандидата, так и за партийный список.
  • При использовании смешанной избирательной системы сохраняется тесная связь между избирателями и избранными депутатами.
  • Беспартийные граждане могут объявляться самовыдвиженцами благодаря данной системе и принимать полноценное участие в выборах.

Минусы

  1. Данная избирательная система не позволяет проводить мониторинг потери голосов и искажения воли самих избирателей, меньшинство может побеждать большинство.
  2. При использовании данной системы не возможен отзыв депутатов, это связано с соблюдением принципа равенства прав избранных депутатов, которые никаким образом не зависят от способов, которые были применены для их непосредственного избрания.
  3. Данная система тяжело вводится на муниципальном уровне.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Смешанная избирательная система: понятие, достоинства и недостатки

Библиографическое описание:

Китновская О. В. Смешанная избирательная система: понятие, достоинства и недостатки [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2967/ (дата обращения: 12.08.2019).

Любая избирательная система, понимаемая в узком смысле как установленная в законодательстве избирательная формула, порядок определения результатов в1ыборов или способ определения победителя на выборах в органы публичной власти, имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому применение конкретного её вида связывается с определёнными условиями развития государства и общества.

В мировой практике ведущей тенденцией развития избирательных систем являются поиски оптимальной модели избирательной системы, которая определяет наилучший вариант участия населения в управлении делами государства, а также в наибольшей степени обеспечивает соответствие между количеством поданных голосов избирателей и количеством распределяемых мест.

Традиционно в научной литературе избирательные системы различных стран подразделяются на три основных вида: мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

В данном исследовании будут рассмотрены понятие и особенности смешанной избирательной системы, её отрицательные и положительные стороны, а также проанализирована практика применения смешанной избирательной системы на выборах в России.

Выделение смешанной избирательной системы в качестве самостоятельной разновидности избирательных систем является дискуссионным вопросом. Так, в литературе предлагается выделение смешанной разновидности исключительно в рамках пропорциональной избирательной системы либо вообще отрицается сама типологическая разновидность смешанной избирательной системы, даже в рамках ее разновидности – пропорциональной избирательной системы. А.С. Автономов отмечает, что ранее ему представлялось допустимым использование термина «смешанная избирательная система». Однако он пришёл к выводу, что точнее говорить о соединении двух избирательных систем на парламентских выборах: мажоритарной и пропорциональной избирательных систем [1, c. 146].

Однако в мировой практике смешанную избирательную систему, наряду с мажоритарной и пропорциональной системами, относят к парламентским избирательным системам. Несмотря на то, что ведущей тенденцией развития избирательных систем является переход от мажоритарной системы к пропорциональной, некоторые страны используют на выборах именно смешанные избирательные системы (ФРГ, Италия, Мексика, Грузия).

Таким образом, смешанная избирательная система – это такой способ определения результатов голосования, который сочетает в себе элементы двух электоральных формул: систему пропорционального представительства (распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных действительных голосов избирателей) и систему большинства (по принципу «первый получает пост») [2, c. 35].

Однако в рамках смешанной избирательной системы выделяются две разновидности в зависимости от того, в каких вариантах используются указанные электоральные формулы: смешанная «несвязанная» (или раздельная) система и смешанная «связанная» система. В смешанной «несвязанной» избирательной системе две составляющие её электоральные формулы (пропорциональная и мажоритарная) применяются независимо друг от друга [3, c. 35]. При смешанной «связанной» системе их использование взаимосвязано, то есть получение мест по одной из электоральных формул происходит с учетом результатов по другой. Кроме того, соотношение между принципами пропорциональности и мажоритарности в смешанной избирательной системе может быть различным: в одних случаях они сочетаются в равной пропорции; в других – преобладает принцип пропорциональности; в третьих – в большей мере применяется принцип большинства.

В Российской Федерации с использованием смешанной «несвязанной» мажоритарно-пропорциональной избирательной системы проводились выборы депутатов Государственной Думы первого – четвертого созывов (1993, 1995, 1999, 2003 гг.). Но еще на стадии разработки законопроектов о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1990-х годах в качестве модели избирательной системы предлагались другие варианты смешанной системы. Так, согласно одному из проектов выборы должны были проводиться в 450 одномандатных округах. Кроме того, партии, чьи кандидаты были зарегистрированы не менее чем в 45 округах, имели право зарегистрировать общефедеральный список кандидатов. По результатам голосования в одномандатных округах избранным должен был считаться кандидат, получивший больше голосов по отношению к другим кандидатам, но не менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки. Мандаты, оставшиеся незамещенными, должны были распределяться в масштабе единого общефедерального округа пропорционально сумме голосов, поданных в одномандатных округах за кандидатов, включенных в общефедеральные партийные списки. Такую систему называют «остаточно-пропорциональной», но в чистом виде такая смешанная избирательная система в мировой практике не встречалась (хотя она имеет некоторое сходство с системами, применявшимися до 1993 г. на выборах в Италии и с 1990 г. на выборах в Венгрии) [4, c. 37].

Ряд авторов указывает, что смешанная избирательная система является оптимальным вариантом для парламентских выборов, так как при ней достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем взаимно уравновешиваются [5, c. 37]. Соответственно, говоря о достоинствах и недостатках смешанной избирательной системы, в первую очередь, выявляют и анализируют достоинства и недостатки отдельно пропорциональной и мажоритарной составляющих смешанной системы. В результате выявленные положительные стороны указанных электоральных формул нейтрализуют их отрицательные стороны. Однако нельзя говорить о простом механическом объединении достоинств и недостатков двух систем, так как сочетание положительных и отрицательных сторон указанных избирательных систем в совокупности дает новый результат.

Основным достоинством смешанной избирательной системы является то, что данная электоральная формула одновременно способна обеспечить пропорциональное партийное представительство и представительство территорий. Соответственно, избиратель имеет возможность проголосовать как за партийный список, выбирая конкретную политическую программу, так и за конкретного кандидата, выдвинутого на определенной территории. Тем самым, с одной стороны, обеспечивается представление политических интересов, предпочтений в обществе, стимулируется процесс становления и развития многопартийности, а с другой стороны, сохраняется связь избирателя с избранными депутатами: каждый избиратель в пределах определенной территории (избирательного округа) имеет своего представителя в парламенте, избранный депутат в пределах определенной территории проводит работу и отчитывается перед своими избирателями.

Несомненным преимуществом такой избирательной системы является обеспечение реализации пассивного избирательного права беспартийными гражданами, имеющими возможность самостоятельно выдвигать кандидатуры в порядке самовыдвижения.

Использование пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы в целях обеспечения функционирования сформированного парламента позволяет создавать в нем фракции, то есть объединения депутатов, избранных в составе определенных партийных списков. Однако возникают сложности с теми депутатами, которые были избраны по мажоритарной системе в рамках смешанной системы. Большинству таких депутатов впоследствии приходится или присоединяться к какой-либо партийной фракции, или вступать в саму партию, так как их самостоятельная деятельность в парламенте крайне затруднительна. Создание такими депутатами самостоятельных депутатских объединений, помимо фракций, приводит к появлению в парламенте множества мелких фракций. В результате, представительные органы, сформированные на такой основе, таят в себе возможность превратиться в так называемые «лоскутные парламенты», что негативно скажется на их работе.

При смешанной избирательной системе не удается устранить такой недостаток мажоритарной ее составляющей, как потеря голосов и искажение воли избирателей, и не исключены такие ситуации, когда «меньшинство побеждает большинство»: кандидат, набравший больше голосов по отношению к другим кандидатам, в совокупности не получил поддержки большинства избирателей. Этот недостаток можно устранить, используя в рамках смешанной системы мажоритарную систему абсолютного большинства. Но здесь возникают свои проблемы: велика вероятность проведения повторного голосования, а соответственной увеличивается время и расходы на проведение избирательного процесса.

Сложности возникают и в процессе применения института отзыва депутатов. Избрание депутата по мажоритарной системе означает его ответственность перед избирателями в пределах конкретной территории, а соответственно и возможность применения процедуры его отзыва. В то же время при пропорциональной системе институт отзыва не применяется, так как избиратели голосуют в целом за партию, политическую программу. При смешанной системе применение отзыва депутатов также невозможно, иначе будет нарушен принцип равенства прав избранных депутатов, независимо от способа их избрания.

В настоящее время смешанная избирательная система применяется на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В последние несколько лет наметилась тенденция перехода к полностью пропорциональной избирательной системе. Кроме того, в избирательное законодательство субъектов РФ вносятся изменения, касающиеся методик пропорционального распределения депутатских мандатов и перехода от использования простой квоты Т.Хэра в сочетании с правилом наибольших остатков к использованию методов делителей (методы делителей д’Ондта, Империали). Эти изменения также влияют на партийную структуру парламента.

Примечательным является и тот факт, что новой тенденций развития российского избирательного права стал переход к смешанной и пропорциональной системам на муниципальных выборах в целях развития партийной системы на уровне муниципальных образований. Данные новеллы избирательного законодательства стали предметом дискуссий ученых, экспертов, специалистов в области избирательного права. Однако, если введение на муниципальном уровне полностью пропорциональной избирательной системы подвергается резкой критике, то применение смешанной избирательной системы в крупных муниципальных образованиях (муниципальных районах, городских округах) считается допустимым. При этом в качестве одной из положительных сторон смешанной системы называется то, что применение данной системы на выборах представительных органов муниципальных районов и городских округов обеспечивает в их деятельности баланс государственных и местных интересов. Присутствие в представительном органе политических партий позволяет учесть разные подходы при выработке оптимальных решений, направленных на осуществление государственных полномочий, делегированных муниципальным образованиям, с учетом нужд и потребностей местного сообщества [6].

Таким образом, смешанные избирательные системы возникли как результат стремления снизить негативный эффект недостатков той или иной избирательной системы. Однако и сама смешанная избирательная система не лишена недостатков, но это лишь подтверждает тот факт, что идеальной избирательной системы в мире не существует. Как отметил еще в 1998 году Конституционный Суд РФ, рассматривая дело о проверке конституционности отдельных положений ныне утратившего силу Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постановление от 17 ноября 1998 г. № 26-П), главным условием выбора законодателем вида избирательной системы является соответствие избирательной системы общепризнанным принципам и нормам международного права, относящимся к избирательному праву, а также соответствие предназначению выборов как высшего непосредственного выражения власти народа. В частности, смешанная избирательная система существует в ряде демократических государств и в своей основе, как показывает мировой опыт, позволяет отобразить разделяемые гражданами убеждения и адекватно выразить их волю о составе парламента как представительного органа государства.

Литература:

1. Автономов, А.С. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / А.А.Автономов, Ю.А.Веденеев, В.В.Луговой; Науч. ред. В.В. Маклаков. – М.: Норма, 2003. – 208 с.

2. Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Д. В. Лафитский, Н. М. Касаткина, А. Г. Орлов, Н. Ю. Трещетенкова. — М.: РЦОИТ: Норма, 2006. – 496 с.

3. Иванченко, А.В. Избирательная система Российской Федерации: новый этап развития / А.В.Иванченко // Журнал российского права. – 1998. – № 9. – С. 3 – 5.

4. Иванченко, А.В. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы / А.В.Иванченко, А.В. Кынев, А.Е.Любарев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 333 с.

5. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / С.А.Авакьян, Л.Г.Алехичева, В.В.Альхименко и др.; Отв. ред. А.В.Иванченко. – М.: Норма, 1999. – 856 с.

6. Шугрина Е.С. Местное самоуправление и пропорциональная избирательная система: добрососедство или противостояние? (Обзор заключений, направленных в Конституционный Суд Российской Федерации по делу об использовании пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне) / Е.С.Шугрина // Местное право. – 2011. – № 3.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *